A
C

Address:

HaMerkaz

Israel

info@ac-school.com


Tel: 054-913-9818

© 2013 - 2020

by AC School  

  • b-facebook
  • Facebook Square

 

  • математик и психолог, доктор философии в области психологии, действительный член МАИСУ и IASC

  • член Американской Ассоциации Психологической типологии

  • Один из основателей соционики, автор многочисленных работ по соционике

  • Автор ряда тренингов и практик, развивающих способности человека (см. также сайт "Студия Григория Рейнина")

  • Мастер Традиции

 

Отрывки из книги Влада Лебедько "Хроники Российской Саньясы", т.1

 

"Сначала долго нас по Глобусу искали, 
а мы не прятались, мы просто шли и шли,
Путями разными от Глобуса ушли
Тут, слава Богу, и искать нас перестали"

(Г.Рейнин, из сборника "Песни Лотоса')

 

Григорий Романович Рейнин
 

Влад: - Как вы дошли до жизни такой?

Григорий Романович: - Интересно было. Сначала физиком был в "Политехе" (Политехнический Институт). В начале семидесятых заинтересовался паранормальными необъяснимыми явлениями. Первый человек, с которым я познакомился в этом плане - был Евгений Иосифович Зуев (прим: автор системы БЭСТ); затем был его Учитель - доктор Часов. Зуев работал массажистом; я ходил, смотрел, и многие вещи показались мне необычными и необъяснимыми. Так появилась мотивация.

Многое дало занятие боевыми искусствами. Потом я увлекся такой темой, как Арканы Таро и до сих пор интерес к этой теме у меня не пропал.

Особых курьезов не было, как-то все серьезно происходило. Хотя, я считаю, что юмор очень необходим. Если человек теряет чувство юмора в этих делах, теряет способность отнестись критически к тому, чем он занимается, то это уже крайне печально. А так довольно часто бывает. Когда человек встречается с опытом, который трудно переварить и он очень уж серьезно к этому относится, то до психической патологии здесь рукой подать.

Вообще Знания всегда приходили ко мне через людей и учился я у многих. Еще я встречал очень многих людей, которые делали практически одни и те же вещи, но объясняли все это совершенно по-разному. Потом уже я сам много занимался целительской практикой, бывали часто случаи "чудесных" исцелений, типа того, что опухоли проходили за один день и тому подобное.

В: - Как вы считаете, за счет чего это происходило?

Г.Р.: - За счет гипноза, по-видимому. Но тогда я так не думал. Все мы очень внушаемы, но каждый по-своему.
Параллельно я занимался соционикой. Познакомился с Аушрой Аугустинавичуте. У 
Калинаускаса я этому тоже учился. Было это лет семнадцать назад.

В: - Были ли в вашей жизни, в вашей практике какие-то рискованные ситуации?

Г.Р.: - Да нет, все хорошо как-то, спокойно...

В: -А были ли у вас какие-то конфликты с социумом, с государственными структурами в те годы?

Г.Р.: - У меня - нет. На эту тему у меня вообще есть такая теория: когда человек рождается и попадает в процесс воспитания, - его научают набору функций, необходимых, чтобы социум его принял. Его обучают жить на энергии социума (деньги, признание и тому подобное). А всю свою внутреннюю энергию он тратит на поддержание возможности выполнения требуемых социуму функций. Таким образом, человек балансирует: социум дает ему энергию для существования, а его собственная энергия идет на поддержание определенного образа себя (нужного социуму). Если в какой-то момент человек говорит - "Я хочу сам!" - то происходит такой процесс: во-первых, социум перестает ему давать энергию (деньги, статус, признание...); во-вторых, социум тестирует его на предмет - не опасно ли то, чем этот человек собирается заниматься. Если опасно, то его, естественно, как-то изолируют, наказывают, запрещают, сажают и так далее. Если не опасно, то его оставляют в покое. Таким образом, существует некоторый зазор между тем, что социуму желательно и тем, что обществом запрещается. В этом зазоре проходят Пути некоторых уникальных специалистов, которые делают то, что они хотят, при этом умудряются каким-то образом заработать деньги. Я, например, зарабатывал на жизнь разными вещами: макулатуру сдавал, преподавал каратэ и многое другое. Мне хватало на жизнь и, в то же время, я занимался тем, что меня интересовало. Ну, а поскольку это не было опасно для окружающих, то есть я не создавал секту, не призывал всех "под знамена", то никто меня особо не трогал, разве что интересовались на предмет разных способностей. Мы с Игорем Калинаускасом вместе участвовали в исследованиях в разных лабораториях. Все это время я занимался восприятием. Меня интересовали механизмы человеческого восприятия.

В: - Каким инструментом вы пользовались для этого?

Г.Р.: - Я думаю, что основной инструмент - это общение.

В: - Алексей Вовк привел, на мой взгляд, очень интересное название: "озвучивание интуиции".

Г.Р.: - То есть - выведение информации на сенсорные каналы: визуальный, аудиальный, двигательный и тактильный каналы. Да, это ситуация, когда некое единое Знание переводится на сенсорные каналы.

Вообще, я встречался и со многими жесткими сектантскими направлениями - "Белым Братством", "Агни-йогой" в ее не очень-то человечном варианте. Короче говоря, с людьми, уверенными в том, что они знают, как устроен мир. Между прочим, многие из них были достаточно успешны в том, что делали, но и, соответственно неуспешны тоже, ибо существенно ограничены именно своими концепциями и верованиями.

Я сам никакой конкретной концепции не придерживаюсь и думаю, что использование любого инструмента - оно ситуативное - в зависимости от задачи. Можно всегда выбрать или создать пространство для эффективного решения нужной задачи. Как вы знаете из физики - успешность решения задачи зависит от выбора системы координат. Если мы выбираем удобную . координатную систему, а не какую-то стандартную, то все получается просто и легко.

В: - Наверное, мало где, кроме России времен "застоя" встречались случаи, когда Ищущий получал какой-то серьезный Духовный опыт, переживания, так сказать, - за бутылкой водки...

Г.Р.: - Да, некоторым помогает. Я знаю таких людей, которым сильно помогло. Но большинство на этом погорело. Если человек может результат воздействия водки и других веществ отслеживать, минимизировать или совсем убирать, то есть -- как бы "пережигать", то в результате появляется энергия, чтобы что-то увидеть про себя. Облегчается доступ к подсознанию и могут идти весьма мощные прорывы весьма интересного материала. Это - довольно известные еще из древности вещи. Существовало же так называемое "Духовное пьянство" на Руси... Хотя сейчас, конечно, это все выродилось и давно превратилось у многих в обычную пьянку под знаком духовности, - то есть, как бы не просто пьем, а со смыслом! А людей, реально владеющих этой техникой, осталось очень мало.

Очень много мне дало знакомство с Игорем Калинаускасом. Это человек, который, на мой взгляд, реально воплощал в себе те идеи, которые я встречал только в книгах. Через контакт с ним пришло осознание, что все эти вещи невозможно изучать иначе, чем через собственные изменения, трансформацию. Для большинства же людей эта идея так и осталась закрытой и они до сих пор изучают какие-то феномены...

В: - При любой трансформации изменяется система ценностей, наступает, как правило, кризис. Было ли что-то подобное у вас?

Г.Р.: - Для меня всегда доминирующей ценностью был интерес. Поэтому мне не стоило очень большого труда отказаться от какой-то системы представлений и искать другую. У меня не было жесткой системы ценностей вне того, что меня интересует, хотя были жесткие представления о мире и их, конечно, пришлось менять. Бывает часто такая беда, что способности и возможности восприятия опережают возможности осознавания и тогда человеку не удается интегрировать какое-то сильное переживание в свою картину мира. Тогда возникает пограничное состояние, от которого уже и до патологии близко.

У меня одно такое мощное переживание было - это когда я осознал, что мое "я" - это такая фигня! Это было просто очень смешно и я пол-дня не мог остановиться от смеха, когда вдруг оказалось, что "я" - это самое никчемное, что только может быть, то, что по сути дела - только мешает.

В: - Это осознавание пришло и ушло?

Г.Р.: - Нет, оно так и осталось в фоне. Ушла эмоциональная часть этого осознания - я перестал смеяться, а само осознавание никуда не ушло.

Если человеку не нужно об этом самом "я" заботиться и беспокоиться, открываются совсем другие, чем раньше, возможности. Мы слишком уж много тратим на это энергии. Об этом я и до того в книгах читал, но одно дело - в книжке прочитать, и совсем другое, когда это вдруг приходит, как переживание...

В: - Это произошло в результате какой-то ситуации?

Г.Р.: - Была такая детская игрушка - такая штучка, которую кидают в цель и она втыкается. Там еще есть поле, состоящее из пупырышков, между этих пупырышков она должна воткнуться. Вот я тренировался попадать в "десятку" и все попадал около, иногда даже в "девятку". А потом, вдруг, без подготовки просто повернулся, бросил и попал точно в "десятку". И я еще успел подумать: - "Надо же, как просто, - не нужно целиться на самом деле!". И тут оно случилось...

В: - Как сделать так, чтобы это самое "я" перестало волновать?

Г.Р.: - Да не думать о нем, вот и все! Всегда же можно поймать себя на том, например, что действие, которое я сейчас произвожу, направлено на то, чтобы поддержать какой-то образ - либо свое представление о себе, либо представление других людей обо мне, улучшить этот образ и представление и тому подобное.

К сожалению, то, что человек занимается своим собственным "я", даже под хорошим очень флагом саморазвития, - это лишает его стольких переживаний, он проходит мимо стольких необыкновенных вещей, вещей вполне реальных, но которые он не может видеть просто потому, что сильно занят собой.

В: - Что это за вещи?

Г.Р.: - Это похоже на вопрос; - "Что мне за это будет, если я перестану заниматься собой?". Надо перестать, тогда ясно будет! А словами это не описать. Это другое восприятие реальности, другое с ней взаимодействие. Даже метафора не поможет. Если я говорю метафорически, - я обращаюсь к какому-то опыту, который у человека есть и он, соответственно, привязывается к этому своему опыту. А совершенно новый опыт словами не передать. Его сначала пережить надо. Можно передать состояние, но это уже другая тема...

Вообще говорить о своей жизни трудно. Говорить-то особо нечего. На сюжетном плане мало что происходило, никаких особых бурных событий.

Вот поговорите с Сашей Вороновым. Он вам еще меньше скажет. С ним мы познакомились в одной из лабораторий, где нас с Игорем Калинаускасом исследовали. Там были разные приборы; например прибор, задающий коронный разряд с определенной частотой импульсов. Надо было как-то воздействовать на прибор, чтобы частота импульсов поменялась, чем мы, к примеру и занимались. Приборов подобных была масса - от электрических, до биологических препаратов, типа воздействия на скорость свертываемости крови. И вот мы с Игорем уже несколько дней ходим в лабораторию, и как-то я ему говорю: - "Слушай, там парень-инженер сидит за приборами, что-то он странный какой-то". -"Да, - отвечает Игорь, - действительно странный. Знаешь, по-моему, таких инженеров не бывает. Он ведь вообще-то в "нулевке" сидит все восемь часов". Ну, как-то мы его после экспериментов и прижали, - рассказывай, мол, кто ты есть! Выяснилось, что на самом деле, он тут основной эксперт в этих делах, а приборы - это так, "для балды". Он начал, конечно, отпираться, типа - "Да нет, я ничего, я тут так просто сижу, ручки кручу". - "Да ладно, - говорим, - ручки! Почему в "нулевке" - то сидишь? Оказывается, человек уже около двадцати лет йогой занимается и вообще человек очень грамотный и необыкновенный. Это и был Саша Воронов, с которым мы с тех пор уже много лет дружим.

Вообще мне приходилось встречаться с замечательными людьми, одаренными, духовными, даже реализованными в социуме. Динара Асанова, например - известный кинорежиссер. Необычайный человек. От природы - ясновидящая, - она, ко всему прочему, могла заранее видеть не только весь предстоящий фильм, но и в точности, в деталях место, где он будет сниматься. Муж ее - Николай Юдин - удивительный художник, но почему-то, он пока не известен широко. А он замечательно рисовал Арканы Таро.

Был еще один замечательный человек - Слава Михайлов. Сейчас ему уже лет шестьдесят. Он фотограф и он мог фотографировать человека так, как он видел, а видел он порой очень причудливо и так потом человек на фотографии и получался. Он в свое время познакомил меня с идеями Гурджиева. Сейчас он, наверное, в монастыре, - он в монастырь собирался еще тогда, хотя, не знаю...

У многих я хотел учиться и учился. Из необыкновенных людей - это и Володя Данченко, - который йог No20, и Вася Максимов, который один из первых перевел Кастанеду, Аушра...

У меня было много экспериментов со своим собственным сознанием. Это вещи, в основном, бессюжетные. Основная тема этих экспериментов - поиски границ сознания. Одну из границ я нашел, когда сознание опускается в биомассу (естественно, в переживаниях, не умозрительно). Когда это происходит, - в какой-то момент ощущаешь, что в биомассе твоего тела собственно ничего человеческого нет. Там нет человеческого сознания. Если опускаться еще глубже, то там ситуация вообще такая, что страх сойти с ума возникает совершенно четко. Вторая граница была граница восприятия, когда восприятие перестает складывать мир. Мир становится, как промокашка. И третье, пожалуй (я , правда, не назвал бы ее такой уж явной границей), - это когда перестаешь отличать свое тело от других тел. Можно было бы сказать, что это - разотождествление, но это не разотождествление, а когда нет своего и не своего. Но таких границ, наверное, много...

3.11.1998.

В: - Как бы вы описали общее настроение той эпохи? Что это было?

Г.Р.: - Я могу только свое настроение описать, потому что, какое оно было общее - не знаю: совершенно разные люди занимались разными вещами, иногда одними и теми же с разными мотивами. Поэтому - у кого были какие настроения - не знаю, - у меня был просто очень сильный интерес к чему-то такому, что находится явно за пределами моих представлений. И приходила литература, люди, - этот интерес все время удовлетворялся.

А вокруг были разные люди. Были религиозные фанатики, были манипуляторы, которым было интересно манипулировать другими людьми. Были люди, которые искренне заблуждались. Бывало, что человек из состояния неофитства, познакомившись с какими-то идеями, начинал играть роль миссионера, обращающего в свою веру других. Мне больше импонировали люди со здоровым чувством юмора, которые понимали, что они делают, и не впадали в шизофрению и паранойю. Конечно, вокруг было много параноиков.

В: - Как вы считаете, какие были основные тупики, в которые люди тогда попадались?

Г.Р.: - Тупики в поисках? - Отсутствие грамотных Учителей. Несмотря на наличие каких-то текстов, которые, в принципе, были глубокими и интересными, отсутствие реальных носителей приводило в тупик.

В: - А внешне к чему это приводило?

Г.Р.: - Приводило это к тому, что люди пробовали самые разные практики, но им трудно было с позиций имевшихся знаний как-то эти результаты осознавать. Люди попадали часто в какие-то патогенные системы верований, встречаясь опять же с неофитами, носителями каких-то систем, типа Агни-Йоги или же чего-то другого - много же всякого возникало. Было довольно много людей, которые занимались всякой разной биоэнергетикой да еще и с таким христианским антуражем. И все это было с разной степенью искренности.

Вообще было ощущение энтузиазма и было приятно, что люди, которые по своим специальностям были далеки от чего-то такого, вдруг интересовались самопознанием. Интересовались с энтузиазмом, тратя на это время, тратя силы, тратя жизни... Очень много было конфликтов семейных в связи с этим, потому что, как правило, люди эти либо не находили понимания в семье, либо сами находились в таком состоянии, что были несправедливы к своим близким; они думали, что кто-то их тормозит, то есть объясняли свои неудачи действиями других людей, какими-то внешними обстоятельствами. Как только у человека есть желание объяснить что-то внешними обстоятельствами - эти обстоятельства тут же возникают. Всегда ведь можно найти то, чем объяснить свою неудачу.

В: - Какие, на ваш взгляд, могли быть выходы из тупиков? Были ли они? Удавалось ли кому-то? Что для этого нужно было?

Г.Р.: - Я думаю, что здесь нет какой-то единой рекомендации. Либо человек, выходя из своего тупика, шел за какой-нибудь, грубо говоря, сектой или группой и попадал в очередной замкнутый круг, в котором эта группа существовала. Тогда он все равно не вставал на Путь, а попадал в некоторое убежище. Либо, что случалось реже, человек находил какой-то свой вариант, свое видение. Я считаю, что такое могло произойти только через какую-то активную работу по осознаванию, через попытку понять - что же такое в действительности случается, происходит, что я вижу... и основная сложность состоит в том, что мы привыкли опираться на данные своего собственного опыта, то есть на данные своих органов ощущений. Если мы что-то видели своими глазами, чувствовали своими руками - для нас это является конечным аргументом. А важно-то еще и осознать, - что именно стоит за этими ощущениями.

В: - Что для вас является критерием того, что человек занят Духовным поиском, поиском контакта с Реальностью, а не каким-то побочным продуктом? Что это - какой-то внутренний критерий или внешний?

Г.Р.: - Для меня всегда интересно, когда человек разговаривает своим языком, своими словами, высказывает свои мысли, даже если я с ним не согласен. У меня достаточно квалификации, чтобы отличить, когда человек высказывает свои собственные мысли и когда он повторяет какие-то тексты, даже если я эти тексты не читал.

В: - То есть это - критерий интуитивный?

Г.Р.: - Да, конечно, интуитивный. Но это - первое. Второе - это когда человек не объясняет свою ситуацию внешними обстоятельствами. Это тоже важное состояние, когда ты понимаешь, что все зависит от тебя. Не надеешься на чью-то помощь и не оправдываешь то, что с тобой случается "объективными факторами".

А внешних критериев нету. У каждого это происходит по-своему и, опять же, можно только за себя что-то говорить. Я не знаю, как это внешне выглядит.

Здесь нет единого критерия и его не должно быть, иначе все слишком просто было бы. Можно было бы на внешние признаки легко ориентироваться. А не всегда так. Бывает человек занимается бизнесом и всякими мирскими делами и, в то же время имеет очень высокий уровень осознанности; а бывает, что люди занимаются религией и в то же время находятся в полной темноте. Я думаю, что не так уж важно, чем человек внешне занимается.

В: - Как вам удалось выйти на Арканы Таро? Ведь это в то время было непросто.

Г.Р.: - Когда мне было лет двадцать восемь, у меня было двое знакомых, которым было лет по пятьдесят. Сейчас один из них, насколько мне известно - в монастыре, а второй - куда-то уехал. Достаточно краткое было знакомство. Они меня познакомили с Арканами, но, что самое главное, - они познакомили меня со способами работы с Арканами. Произошло это как бы случайно. Одна знакомая привела меня к человеку, у которого была большая библиотека. Он познакомил меня тогда не только с Арканами Таро, но и с работами Айванхова, писаниями Лествичника, с Гурджиевскими работами. Это был тот самый фотограф - Слава, о котором я Вам уже рассказывал.

Дальше я уже развивал эту тему сам. С этими людьми я больше не общался. Есть люди, которые являются просто проводниками и в этом они чувствуют свое предназначение.

В: - Вы - Мастер Школы?

Г.Р.: - Да.

В: - Что сблизило вас с этой Школой?

Г.Р.: - Пожалуй - первая Традиция, с которой я встретился и увидел человека, который то, что он говорит, - воплощает своим бытием.

В: - Прошлый раз вы говорили, что не вступаете ни под какие "знамена"...

Г.Р.: - В действительности Школа - это не "знамена", а закон, который формируется в виде трех постулатов.

В: - Какие это постулаты?

Г.Р.: - Первый постулат: "Каждый человек есть проводник бесконечного океана Знания и Силы, лежащего позади него".

Второй постулат: "Познай самого себя, как часть мира и мир, как часть себя".

Третий постулат: "Из мира следствий - в мир причин".

Эти постулаты определяют Закон Школы, и это созвучно с тем, что я сам вижу и думаю. Внутри этого Закона я увидел огромную свободу для собственной Реализации. Внутри этого Закона для меня нет каких-то ограничений. Все вспомогательные практики Школы, такие как "Огненный Цветок", методика "Дифференциальных Функциональных Состояний" (ДФС) и другие - они вторичны по отношению к Закону Школы.

Я вот давно уже "Сенситивный тренинг" провожу. В какой-то момент возникло понимание, что система образования не доделывает свою работу, там много задач и практик на развитие логической сферы, есть и немного на развитие образной сферы, но это как-то отдельно, а вот одновременно на развитие и образной и логической сферы - это отсутствует совсем. И здесь возникла идея такого "ликбеза", чтобы людей обучать навыкам гармоничной работы образной и логической сфер сразу. Здесь и появилась идея "Сенситивного тренинга", который использует простые и доступные упражнения, не требующие специальных трат времени; упражнения, которыми могут заниматься люди, без отрыва от социальной жизни. Очень многие практики не удовлетворяли именно тем, что требовали особого сосредоточения, типа практик Даосской йоги, которые сейчас напечатаны в разных книжках, и заниматься которыми, по моему мнению, нельзя категорически. Кто об этом знает, тот и не занимается, а кто не знает, тот приходит уже в качестве пациента, рассказывая, куда он сублимировал эту сексуальную энергию и что после этого произошло с эндокринной системой.

И в "Сенситивный тренинг" из сотен упражнений выбирались наиболее простые, доступные и безвредные.

В: - Расскажите, пожалуйста, подробнее о "Сенситивном тренинге".

Г.Р.: - В двух словах о нем не расскажешь. Я вам дам несколько своих статей, где рассказывается о "Сенситивном тренинге", - можете воспользоваться этими статьями в своей книге.

Григорий Романович дал мне три статьи, - тексты его выступлений:

 

 

которые и вошли в книгу.

 

 

 

Ссылки:

 

Сайт Г. Рейнина

Сенситивный Тренинг 1ст

Сенситивный Тренинг 2ст 

Григорий Романович и своих тренингах