top of page

О целостности...

 

 

Каждый раз, когда я вспоминаю мои тренировки Тай Чи с мастером (Ярон Биньямини), то в моей голове эхом раздаётся его голос: для того, чтобы сделать целостное движение, прежде всего ты сам должен быть целостным.

 

Я долго сидел в медитациях и долго тренировался делать движение правильно, но всё время у мастера был один и тот же ответ: будь целостным и твоё движение станет целостным.

“С технической точки зрения ты всё делаешь правильно, и ты даже в состоянии понять каждый изгиб, траекторию и цель твоего движения, и всё же оно не целостное” ...

"Когда же оно наконец станет целостным?" - недоумевал я? "Однажды ты сделаешь это и узнаешь об этом сам, и тогда я стану тебе не нужен, потому что ты сам будешь знать это изнутри".


Что же такое: "я целостен"? 
И вообще кто такой этот "Я"?

Давайте попробуем разобраться!

 

Думаю, что в данном случае для определения "Я" подойдёт наше сознание или если хотите самосознание.

В некоторых источниках можно прочесть о том, что целостность - это когда твоё внутреннее состояние соответствует твоему внешнему состоянию. Но я придерживаюсь концепции "что снаружи, то и внутри", то есть наши внешние действия и ситуации в которые мы попадаем всегда в точности совпадают с внутренним состоянием.

 

Тут можно возразить, что если, например, мне плохо, а я делаю вид что мне хорошо, то я тем самым доказываю, что я могу быть разным изнутри и снаружи. Но это не совсем так, если взглянуть на это под другим углом, то снаружи вам удалось "обмануть" окружающих, а внутри вам удалось "обмануть" себя. То есть и внутри, и снаружи вы одинаково обманчивы.

 

И всё же, как быть целостным?

 

Для того, чтобы понять, как быть целостным, необходимо разобраться с тем, что нас разделяет на части.

Предлагаю воспользоваться немного упрощённой моделью, в которой мы можем разделить наше сознание на две части: осознанная часть и неосознанная часть. В свою очередь, то что неосознанно делиться тоже на двое: на наше подсознание и на то, что остаётся "вытесненным" или как бы "незамеченным" нашим сознанием (автоматизмы, стереотипы мышления, привычки, воспитание, СКО итд).

Извините за немного инженерное объяснение, образно говоря, если кто-то может осознавать себя, например, на 20%, то всё что он может изменить в своей жизни это 20%. А что с остальными 80%? На остальное будет влиять его неосознанная часть: например, 55% будет работать на автомате, и соответственно оставшиеся 25% будут влиять на него из подсознания…

 

О том, как работать с неосознанным мы поговорим в другой раз, здесь же мне хотелось бы "разобрать" нашу осознанную часть, которую мы собственно и хотим видеть “целой”, хотя сама по себе она, как мы с вами уже догадались, целостной быть в принципе не может…

 

Так как же мы разделяем себя? Механизм разделения довольно прост. Мы, например, видим, что на работе мы одни, а дома совсем другие, с некоторыми людьми мы ведём себя так, а с другими по-другому итд. То, что мы зачастую не понимаем, так это то, что все наши "роли" и поступки и даже мысли влияют на нас, на наш внутренний мир и, следовательно, на нашу целостность. Самое сильное влияние на нас оказывают поступки, которое идут вразрез с нашими жизненными принципами (даже когда эти принципы слабо осознаются).

Например, если мы очень вежливы со всеми на работе, но выезжая на дорогу, начинам вести себя совсем по-другому: подрезаем других водителей, злимся, сигналим и ругаемся, то разделение будет очень отчётливым (для нас самих) и будет влиять на другие сферы нашего поведения.

 

Или, например, если женатый мужчина весь день заглядывается на девушек, то придя домой он не сможет быть целостным в отношениях с женой. И наоборот, если замужняя девушка хочет привлекать внимание чужих мужчин, одеваясь соответствующим образом, то она уже не сможет быть целостной в своих чувствах к мужу. Хотя, казалось бы, какая связь??

 

То есть, если я честный человек, но на работе мне приходиться обманывать клиентов, то моей целостности будет нанесён сильный ущерб. Так как, каждый раз, когда я буду врать клиентам, моя совесть будет протестовать, а разум будет оправдывать и в конце концов он вытеснит эту часть меня в неосознанное, разделив мой образ себя на разные кусочки, а совесть притупит, чтобы "не мешала" или скорее притупит способность чувствовать нашу совесть и именно это и есть ключевой момент.

 

Собственно, на части нас разъединяет наша психика (это очень важный для нас механизм психологической защиты), она как бы скрывает от нас часть нас самих. "Я хороший, а то что на работе я занимаюсь плохими вещами это не считается, потому что на работе я другой", а в интернете третий, а с друзьями четвёртый, а с женой пятый, а с любовницей шестой итд...

 

Ну и в чем тут проблема, спросите вы? Ну ладно не целостные мы с вами, что поделать, да и какая разница, Тай Чи мы не занимаемся, йогой тоже, зачем нам быть целостными?

Дело в том, что когда мы с вами что-нибудь делаем (или чувствуем или желаем), то это действие будет

целостным ровно на столько, на сколько мы целостны изнутри. Мы как бы мы проецируем нашу внутреннюю целостность на всё, что происходит в нашей жизни.

 

Ну и? Как это выражается в действии?

 

Приведём примеры:

 

Я понимаю, что необходимо заниматься спортом и я даже записался в тренажёрный зал! Но я туда не хожу, не потому что мне просто лень, а потому, что я не чувствую, что это то, что мне нравиться.

Или я понимаю, что мне необходимо правильно питаться, но я ем всё подряд, а иногда наоборот ем то, что нельзя, потому что не чувствую в этом потребности, хотя для себя я решил, что именно эту пищу я не хочу больше есть.

 

Или я понимаю, что мне необходимо ложиться спать вовремя, но просто не могу себя заставить сделать это.

Но это конечно мелочи, которые мы обычно списываем на лень, усталость или еще на какую-нибудь важную ерунду… Гораздо страшнее, когда мы понимаем, что должны любить своего супруга, да что там понимаем, очень хотим любить, но при этом ничего не чувствуем, хотя по логике вещей мы вроде бы должны его любить.

Почему? Потому что мы "не дружим" с нашей совестью, с внутренней правдой, с той точкой которая отвечает за экзистенциальный опыт, за нашу связь с нашим “настоящим я”.

 

Зачастую на "Сенситивном Тренинге" или на подобных ему курсах люди вдруг осознают, что они практически ничего не чувствуют. При этом, человек может очень много рассказывать о своих чувствах (точнее о его логическом содержании), но реально чувствовать он способен только некоторую грубую шкалу от "мне хорошо" до "мне плохо"...

Необходимо понимать, что, симулируя чувства мы по сути, симулируем жизнь, так как жизнь без чувств — это не жизнь, а скорее механическое существование. (здесь важно не путать чувства с эмоциями)

 

И проблема даже не в том, что мы симулируем наши чувства, а в том, что мы уже просто не верим в то, что это вообще возможно!

 

Что возможно искренне любить супруга, друга, детей, любить свою работу, любить то, что ты делаешь, не за то, что тебе платят деньгами, удовольствием или уважением, а просто потому, что ты так решил, потому что ты этого захотел, потому что это правильно...

 

Если мы вернёмся к началу этого текста, то нужно заметить, что я конечно же ещё не сделал, то самое целостное движение, о котором говорил мой учитель, но иногда мне кажется, что это вот-вот случится, и всякий раз, когда это происходит, мне открывается новая грань подсознания и моя работа начинается заново...

 

 

Автор:

Евгений Семёнов

 

 

Мы рады любым комментариям и дополнениям, вместе с тем, стремясь к экологичному общению, рекоммендуем прежде, чем оставить коментарий ответить на три вопроса:

 

1. Насколько хорошо вы интерпретировали изложенный текст?

2. Вы можете назвать хотя бы три пункта по которым вы согласны с текстом?

3. Что нового вы узнали благодаря этому тексту?

 

Ответили? Добовляйте!

bottom of page